Третья древнейшая?

Главная » Полезная информация » Третья древнейшая?

Третья древнейшая?

Массовая расклейка рекламных объявлений – порождение нашего времени. Однако сам принцип сообщения таким образом каких-либо важных новостей появился очень давно.

Первые попытки сделать «общественные» доски для распространения информации относятся к периоду Античности. Тогда, естественно, реклама еще не существовала в современном понимании этого слова. Говоря о том периоде, корректнее было бы употреблять термин «прарекламные явления».

Здесь можно выделить две большие «ветви», которые отличаются друг от друга способ передачи информации – устные и письменные сообщения. Естественно, устная реклама (деятельность глашатаев, уличные торговцы, зазывалы, и так далее) вначале развивалась быстрее, вторую ветвь тормозило то, что не все были грамотными, к тому же, не существовало технологий, которые позволяли бы создать много обращений.

Поэтому письменные сообщения были менее распространены и более затратны. Однако они имели место. Текст писался или выбивался на стенах зданий, на памятниках, на специальных стенах.

Сообщения оставлялись для предупреждения или прославления каких-либо побед. Так, например, как сообщает Геродот, в эпоху греко-персидских воин Дарий, начав поход на Грецию, поставил два столба, на которых были вырезаны имена всех народов, над которыми он властвовал и которых вел за собой. Очень часто такие тексты сопровождались иллюстрациями, призванными усилить эмоциональное воздействие текста на зрителя.

Простой люд, конечно, не могу позволить себе такого размаха. Однако активно развивающаяся экономика требовала создания системы передачи информации с целью привлечения потребителей. Как правило, в качестве «доски объявлений» использовались стены домов, на которых текст выводили краской или выцарапывали. Так, например, при раскопках развалин Помпеи было найдено около полутора тысяч таких текстов, большая часть из них была рекламного содержания. Что самое примечательное, по структуре, эмоциональному воздействию они вполне современны! Так что, можно утверждать, основы современной рекламы были заложены еще в те давние времена. Рекламировали термы, сообщали о возможности приобрести жилье или снять его в аренду.

В Римской империи были и специально отведенные места для распространения объявлений – их было бы корректнее назвать «рекламными стенами»: поверхность покрывали толстые слоем извести и делили на равные части, в каждой из которых могло быть начертано рекламное обращение.

Итак, именно в Античности зарождается реклама, появляются первые зачатки ее жанров, которые активно и успешно используются до сих пор: плакаты, афиши, и так далее.

В Средневековье они продолжают развиваться, хотя и отступают на второй план еще больше. Причина тому – в основе мировоззрения человека той эпохи. Основой для трактовки событий, свершающихся в мире, была Библия, печатное (рукописное) слово, однако далее по авторитетности шли «откровения» отцов церкви, которые передавались в устной форме, чаще всего в виде проповедей.
Ранее Средневековье не дарит нам каких-либо существенных подвижек в развитии рекламы. Откат к натуральному хозяйству определил отсутствие необходимости в расхваливании своего товара, основу экономики составлял натуральный обмен. По мере того, как формировалась культура Средневековья, начала поднимать голову и реклама. Естественно, развивалась она в духе господствующей на то время идеологии.

Развивался далее «политический плакат» - на стенах делались специальные росписи на злободневные темы. Причем, зачастую на стенах разворачивались целые сюжетные картины. Накануне народного восстания в Риме (XIV век) на городских стенах появились картины, представляющие грядущий Апокалипсис. В краткий период победы восставших эти рисунки сменились изображениями «светлого будущего» Рима.

Появляются афиши в привычном для нас понимании этого слова. Они, как правило, расклеивались на постоялых дворах, в других местах массового скопления народа. Сообщали о том, какое представление, когда и где давалось.
Массовое производство рекламы началось после изобретения книгопечатного станка. Пожалуй, не нужно расписывать, какое колоссальное значение имел труд Гуттенберга для развития цивилизации: сразу появилась возможность издавать книги большими тиражами, позднее появились газеты, печать была поставлена на вооружение в политических нуждах (пропаганда, памфлеты, и так далее). Развивалась и реклама.

Теперь появилась возможность печатать афиши, плакаты, иные объявления целыми тиражами (сначала, естественно, маленькими, впоследствии они росли). Листовки и плакаты стали появляться в большом количестве. Уже в тот период правительство начало понимать, что необходимо каким-то образом контролировать и регулировать расклейку. Так появились первые указания, какие афиши, какого содержания и куда нужно расклеивать. Политическая реклама была призвана на службу правительства, появилась цензура, которая связывала руки оппонентам властьпридержащих.

Но не политикой единой жива реклама. Достаточно быстро у нее появилась еще одна функция, которая проявляется до сих пор, хотя и существенно ослаблена, - просветительская. Так, например, в Петровские времена в России очень популярны были фейерверки. Император сам не гнушался придумывать сюжеты и составлять программы. Как правило,  празднования сопровождало распространение листовок, которые сообщали о мероприятии и немного описывали саму технологию.

Двадцатый век стал по праву если не «золотым», то «серебряным» для рекламы. Отличают его жесткие идеологические противостояния, а здесь, как мы помним, реклама выдвигается на первый план. Достаточно вспомнить Советское время. Плакаты, агитации, листовки… Все активно работало на поддержание политики, которую продвигала партия. Кстати, рекламой не гнушались заниматься талантливые поэты и литераторы тех времен –рифмованная реклама Маяковского красовалась на многих плакатах.

В наши дни, естественно, реклама уже не является орудием пропаганды в столь явном виде. Однако наивно было бы полагать, что власть внезапно «забыла» о таком ценном инструменте. Однако больше, конечно, объявлений коммерческого характера. К счастью, современные рекламодатели имеют в своем распоряжении колоссальный набор технических средств, которые способны воплотить почти любую задумку в жизнь. Появились новые каналы – телевидение, радио, Интернет. Но не забывают и старую-добрую расклейку. Рекламные объявления, плакаты, афиши занимают почетное место в ряду других носителей рекламы. И многие производители предпочитают делать ставку именно на них – ведь так они получают массовую аудиторию. А эффективность такой рекламы проверена даже не годами, а веками.