В условиях рынка деятельность компании обречена на то, чтобы ориентироваться на клиента.

За этим наш человек не постоит. Естественно, у всех клиентов есть свои собственные запросы, потребности и предпочтения. Только вот компания не всегда может удовлетворить эти требования. Причина проблемы кроется в том, что далеко не во всех случаях есть возможность получить информацию о том, чего же именно хочется аудитории.

Например, при создании сайта разработчик обращает внимание на одни детали, а человеку, зашедшему на сайт в поиске информации, нужно совершенно другое. Следовательно, действительно полезные данные он будет искать дольше. Не меньше проблем вызывает подчас интерфейс служебных форм: если посетитель не сможет быстро найти, каким образом ему выполнить требуемое действие (зарегистрироваться, оставить заявку, оформить заказ, и так далее), он с большой долей вероятности уйдет к конкурентам, у которых все будет понятнее.

Увы, пользователи всемирной паутины действительно нередко выбирают те варианты, которые требуют минимальных затрат времени и сил. Причин на то можно найти множество: нежелание тратить свои ресурсы, нежелание чувствовать себя глупым, экономия денег, потраченных на Интернет, возможность большого выбора, и так далее. И задача каждой компании, которая разрабатывает собственный сайт, - сделать его максимально простым, интуитивно понятным и доступным.

Чтобы приблизиться в своих стараниях к тому, что аудитория ожидает, компания может проводить специальную проверку продукта, которая выявит его сильные и слабые стороны. Иными словами, требуется юзабилити-тестирование.

Это один из важных этапов разработки и внедрения сайта. В основу его положен эксперимент, метод – создание фокус-групп из представителей целевой аудитории, которые всесторонне исследуют сайт по заданиям ведущих. Юзабилити-тестирование измеряет, насколько удобно использовать ваш сайт.

Проводится тестирование по следующей схеме

Сначала составляется список заданий (как правило, ключевые моменты, заложенные в функционал сайта), которые должны выполнить респонденты. Затем набирается одна или несколько фокус-групп из пользователей, которые входят в целевую и потенциальную аудитории будущего ресурса. Это очень важное условие, потому что каждая категория пользователей имеет свои особенности (психологические, возрастные, разнятся навыки). В принципе, если компания проводит юзабилити-тестирование самостоятельно, фокус-группу можно набрать из сотрудников или родственников сотрудников. Но такой вариант нежелателен. Во-первых, это уже люди подготовленные, имеющие представление о работе компании, разбирающиеся в нюансах функционирования сайта. Во-вторых, могут возникнуть определенные этические проблемы при обработке и оглашении результатов тестирования.

Когда группа набрана, а список заданий готов, пользователям предлагают выполнить обозначенные задачи. При этом, все их действия фиксируются специальными приборами (камерами, веб-камерами, диктофонами, и так далее). Помимо этого, на тестировании обязательно присутствует наблюдатель, который также призван фиксировать выполнение заданий и другие факторы: выражения лиц, восклицания, общее отношение респондентов. Наблюдатель может также руководить процессом: говорить участникам, что им нужно сделать в конкретный момент, давать новые задания. В таком случае наблюдатель скрыт от глаз участников фокус-группы, чтобы он никак не мог влиять на ход эксперимента или помогать респондентам (что зачастую является неосознанным порывом любого человека, когда он видит, что другой не может сделать что-то сам).

Для дальнейшей обработки собираются следующие данные:

  • речь участников фокус-группы и наблюдателей;
  • мимика и выражение лиц участников;
  • Запись происходящего на экранах компьютеров участников;
  • действия пользователя, которые отображаются на экране компьютера: переходы между страничками, использование манипуляторов (мышь, клавиатура), введение данные, и так далее.

Очень важно в дальнейшем синхронизировать все эти данные, добавив к ним впечатления наблюдателей. Это нужно для того, чтобы сопоставлять отдельные моменты (что в конкретную минуту сказал участник, что при этом сделал, каково было его выражение лица).

Обработка данных позволит установить, насколько удобен ресурс и заложенный в него функционал, что вызывает сложности у представителей целевой аудитории, какие эмоции и чувства возникают у них в процессе работы с сайтом.

На основании полученных данных формируются рекомендации по изменению ресурса, а впоследствии вносятся корректировки в структуру, дизайн и контент сайта.

Юзабилити-тестирование можно проводить, когда

  • начинается работа по созданию совершенно нового сайта;
  • сайт уже создан, но пока не открыт для общего доступа;
  • сайт уже существует какое-то время и требуется улучшить его.

Конечно, юзабилити-тестирование не может решить все проблемы и сделать сайт идеальным сразу. Но оно позволяет избежать многих ошибок, которые грозят стать роковыми. Можно смело утверждать, что после проведения тестирования ресурс становится более удобным, а значит, в дальнейшем более успешным.